В настоящее время, в сфере правоотношений, возникающих при обороте гражданского оружия (в частности таких его разновидностей как огнестрельное длинноствольное, газовое с возможностью стрельбы резиновыми пулями и огнестрельное бесствольное) на территории Российской Федерации, назрел и существует ряд вопросов нуждающихся в разрешении. Повышенная опасность оружия, а также тот факт, что тенденция увеличения количества гражданского оружия является устойчивой, обуславливает высокую общественную значимость и актуальность вопроса регулирования оборота гражданского оружия и относит проблему к числу значимых в гражданском обществе. Возможно выделить две группы факторов, формирующие данную тенденцию: низкий уровень правовой культуры граждан и низкий уровень навыков обращения с оружием, в том числе его применения. Представляется очевидным то, что предусмотренные в настоящее время федеральным законодательством ограничения обуславливающие возможность приобретения гражданами гражданского оружия перестали соответствовать реалиям времени. Усматривается необходимость, в дополнение к существующим требованиям, установить дополнительные требования к владельцам оружия. Для обеспечения достаточного уровня безопасности оборота гражданского оружия следует решить несколько проблем в этой сфере. Первой из основных проблем представляется несовершенство существующего механизма отсечения допуска к оружию не вполне адекватных лиц. Существующий порядок не позволяет в полной мере исключить из числа лиц имеющих право на владение оружием не вполне психически адекватных лиц, лиц склонных к совершению правонарушений, злоупотребляющих алкоголем и т.п. Кроме того, значительное количество лиц, формально полностью соответствующих законным требованиям, предъявляемым владельцам оружия, представляют потенциальную общественную опасность в силу отсутствия у них достаточных для владения оружием знаний и навыков. В то же время разрешение указанного исключительно административным путем не представляется возможным, т.к. прямое ограничение оборота гражданского оружия будет препятствовать осуществлению гражданами защиты жизни и здоровья и противодействию преступности в рамках осуществления права на необходимую оборону. Второй существенной проблемой является, низкий уровень правовой грамотности владельцев оружия, по существу массовая, их правовая безграмотность. Гражданское оружие, помимо всего прочего, являющееся достаточно важным и серьезным инструментом гражданского общества, предназначенного для снижения преступности и увеличения безопасности граждан (их имущества), эту задачу практически не выполняет. Большинство граждан опасается применять имеющееся у них оружие в случаях необходимости, из боязни уголовной ответственности за неправильное применение. Достаточно часто встречаются случаи неправильного применения оружия, в результате которых, ситуация, возникшая из вполне законной самообороны владельца оружия, перерастает в незаконные и уголовно наказуемые действия владельца оружия. Практически единственной причиной указанного, является именно низкий уровень правовой грамотности. Единственным возможным вариантом решения проблемы представляется разработка комплекса мер, направленного на организацию обучения граждан а так же разъяснительную и просветительскую деятельность в этом направлении. В настоящем перечне проблем следует упомянуть и о конструктивно-технических ограничениях установленных для гражданского оружия. Представляется что эти ограничения к настоящему времени утратили актуальность и нуждаются в пересмотре. Так, в частности, существующее оружие самообороны обладает невысоким останавливающим действием и, таким образом, для эффективного достижения прекращения нападения требует стрельбы по жизненно важным органам нападающего что в свою очередь приводит не к требующемуся травматическому воздействию а к тяжелым повреждениям в том числе и смертельному исходу. Стрельба же в иные части тела практически не эффективна. Такое оружие для целей самообороны граждан представляется не соответствующим. Кроме того, ослабление конструкции гражданского оружия самообороны с одной стороны не создает препятствий для криминальной переделке оного, т.к. последняя как правило связана с заменой ослабленных узлов; а с другой - влечет отказы оружия самообороны законных владельцев вплоть до разрушения в процессе стрельбы. Всем спектром вопросов связанным со сферой гражданского оружия не занимается ни одна государственная организация. Более того, существующие некоммерческие организации, такие как спортивные организации, охотничьи общества объединяют лишь узкие сегменты владельцев гражданского оружия, с разными целями, разными требованиями к своим членам, и как правило, данные организации не рассматривают в качестве задач содействие правоохранительным органам в решении задач безопасности оборота гражданского оружия и поддержания правопорядка. Отделение проблем права РАЕН предлагает, в рамках научно-практического эксперимента, создать общественную структуру всероссийского уровня, объединяющую владельцев огнестрельного гражданского оружия и на практике подготовить предложения по дальнейшему принятию соответствующих нормативно-правовых актов и созданию единой общероссийской самоорганизующейся структуры, членством в которой (безусловно с учетом требований Конституции и на их основе) следует обусловить возможность владения оружием гражданами. Предложение о создании общероссийской самоорганизующейся структуры полностью соответствует направлению государственной политике по созданию саморегулируемых организаций, которые создаются и существуют для установки дополнительных, норм, правил, требований к своим членам. Российское законодательство уже обуславливает необходимость членства в данных саморегулируемых организаций для осуществления общественно значимых видов профессиональной деятельности. Отделение проблем права РАЕН предлагает отнести и оборот гражданского оружия к вектору государственной политики дополнительного саморегулирования, поскольку вопрос оборота гражданского оружия обладает высокой общественной значимостью. В настоящее время проведено изучение общественного мнения среди граждан владельцев огнестрельного оружия и установлено что такое предложение в целом большинством граждан поддерживается. Первой основной задачей граждане видят создание соответствующих курсов при организации, способствующих повышению техники безопасности, уровню правовой грамотности, культуры обращения с оружием, а также общеправовой культуры, включающей в себя в том числе и знания о формах и порядке обязательного и добровольного содействия правоохранительным органам и создание при организации юридической структуры для оказания практической помощи членам организации. Также актуальны развитие оружейно-спортивного направления и реализация активной гражданской позиции, возможная в форме участия членов организации в добровольных дружинах, содействия органам милиции в качестве внештатных сотрудников и иные формы содействия организации и ее членов правоохранительным органам. По результатам работы, через год – два, представляется возможным обобщив опыт работы подготовить более конкретные предложения направленные на разрешение указанных проблем. Оргкомитет