Задачей Государства считаю создание условий для развития гражданского общества. Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений.
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 ноября 2009 года, Москва, Большой Кремлевский Дворец.
СООБЩИ!!!
о незаконном получении справок и лицензий!
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ОРУЖЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
КАК ВЫ УЗНАЛИ О ВОВГО
 
Баннер
Федеральная-книга-жалоб.рф
Баннер
Баннер
Баннер

Подготовленный ко второму чтению законопроект изменений Закона «Об оружии» в основных своих положениях принципиально не соответствует указаниям Президента Российской Федерации. Несмотря на то, что в законопроект изменений Закона «Об оружии» внесен ряд важных поправок касающихся права владельцев проводить самостоятельный ремонт неосновных частей оружия, в целом Законопроект носит фрагментарный характер. Он составлен без точного знания проблематики, не имеет в своей основе ясного целеполагания, которое должно заключаться именно в комплексном наведении порядка в данной области, как это указано Президентом Российской Федерации.

С 2009 года экспертами Отделения проблем права РАЕН на базе «Всероссийского общества владельцев гражданского оружия» (ВОВГО) проводится научно-практический эксперимент по выработке механизма, балансирующего права владельцев гражданского оружия и интересов государства, а также общества. Имеющиеся данные позволяет утверждать, что законопроект имеет направленность, прямо противоположную указаниям Президента. Воплощение его в форме федерального закона повлечет следующие негативные последствия:

 


1. Бурный рост случаев хулиганства с применением «травматического» (в т.ч. пневматического) оружия. Массовые беспорядки в Москве в декабре 2010 года лишь только подтверждают этот прогноз.

 

2. Лица, применившие «травматическое» оружие при совершении умышленного убийства и покушения на убийство будут нести ответственность лишь за убийство и причинение тяжких телесных повреждений по неосторожности и хулиганство.

3. Монополизм ряда отечественных производителей оружия  станет нарушением духа и буквы свободной международной торговли. С рынка будет выброшен ряд импортеров и производителей, ликвидированы рабочие места, сократятся налоговые и таможенные поступления в бюджет, возникнут юридические претензии со стороны Евросоюза и ряда других государств. Это не сочетается с намерением Российской Федерации стать полноправным членом ВТО и будет иметь долгосрочные последствия.

4. Обучение и экзамены не дадут нужного эффекта, поскольку они учитывают только технические моменты (обучение владению оружием) и обходят юридические вопросы (правомерность применения), которые являются ключевыми. Все громкие случаи, широко освещаемые в СМИ, связаны не с технической неграмотностью владельцев (не знают как стрелять), а с юридической неграмотностью (применяют оружие неправомерно: в пробках, в бытовых конфликтах и т.д.).

ИСТОРИЯ ВОПРОСА


В 1993 году законом «Об оружии» в России было легализовано гражданское оружие самообороны. В 1999 году появилось «травматическое» оружие, стреляющее резиновой пулей. В 2000-х годах его мощность возрастала от 27 Дж до 40,50,70 Дж. Количество «травматического» оружия в собственности граждан росло, разнообразие его увеличивалось. Юридический прогноз, сделанный еще в 2007 году Отделением проблем права Российской Академии естественных наук (ОПП РАЕН), дал основания утверждать, что в 2010-2011 годах неизбежно произойдет увеличение случаев неправомерного применения «травматического» оружия. В целях изучения указанного вопроса и подготовки соответствующих предложений для совершенствования законодательства ОПП РАЕН (под руководством академика РАН О.Е.Кутафина) был начат научно-практический эксперимент. Была проработана начальная концепция, и в 2009 году создана Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество владельцев гражданского оружия» (ВОВГО). ВОВГО объединяет охотников, спортсменов, коллекционеров, других владельцев гражданского оружия более чем из 50 регионов России. Именно на ВОВГО опирается ОПП РАЕН, рассматривая его как на объект для изучения опыта и экспериментальный полигон для изучения вновь возникающих вопросов.


Увеличение в собственности граждан количества «травматического» оружия увеличило и количество различных правонарушений, связанных с его применением. Это привлекло внимание Президента Российской Федерации. Результатом исполнения указания Президента Российской Федерации стало внесение от его имени законопроекта № 402489-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия" в Государственную Думу.


Отметим, что имеющийся на сегодня законопроект был подготовлен весьма небрежно и бессистемно. Складывается впечатление, что непосредственные разработчики плохо представляли себе, что именно следует отразить в законопроекте. Данное утверждение обосновывается также докладом представителя Комитета по безопасности Государственной Думы депутата Г.В.Гудкова во время первого чтения законопроекта.


1. ПРОИЗОЙДЕТ БУРНЫЙ РОСТ СЛУЧАЕВ ХУЛИГАНСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ «ТРАВМАТИЧЕСКОГО» (В Т.Ч. ПНЕВМАТИЧЕСКОГО) ОРУЖИЯ


Под термином «травматическое» оружие в настоящее время понимаются стреляющие патронами с резиновыми пулями (шариками) пистолеты и револьверы, а также различные пневматические ружья, пистолеты и револьверы, стреляющие металлическим пулями или шариками.

Наиболее характерными случаями неправомерного применения "резинострельного оружия" являются бесцельная хулиганская стрельба на улицах, стрельба в бытовых конфликтах в общественных местах, несчастные случаи с малолетними детьми вследствие небрежного хранения оружия. В большинстве случаев неправомерного применения «резинострельного» оружия используется пистолет «Макарыч» и реже пистолет «Оса».


Предложение
: ввести в Закон положения о саморегулирующихся организациях, которые в дополнении к контролю со стороны правоохранительных органов, могут отсекать от владения оружием лиц с неуравновешенной психикой.


Без введения дополнительного механизма отсева от приобретения оружия лицами с неуравновешенной психикой количество данных случаев не сократиться.  По текущим итогам проводимого ОПП РАЕН научно-практического эксперимента на базе ВОВГО проработана концепция приведения в надлежащий порядок оборота гражданского оружия, включая отсечение от оружия лиц с не вполне устойчивой психикой и лиц, не обладающих необходимыми познаниями, создание системы обеспечения рисков гражданской ответственности владельцев оружия. В этих целях представляется правильным установить систему общественно-государственного регулирования.


В дальнейшем, учтя итоги работы такой саморулирующейся структуры, при их положительной оценке представляется возможным ставить вопрос о введении в гражданский оборот короткоствольного нарезного оружия с патронами с облегченными пулями для отдельных категорий граждан, например дружинников и т.д.


2. СУДЫ НЕ СМОГУТ ПРИВЛЕКАТЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ПРИМЕНИВШИХ «ТРАВМАТИЧЕСКОЕ» ОРУЖИЕ, ЗА СОВЕРШЕНИЕ УМЫШЛЕННОГО УБИЙСТВА И ЗА ПОКУШЕНИЕ НА УБИЙСТВО А ТОЛЬКО ЗА УБИЙСТВА ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ.


В силу системного понимания норм действующего законодательства и сложившейся в отсутствие соответствующих указаний Верховного Суда Российской Федерации судебной практике, суды расценивают травматическое и, в том числе, «резинострельное» оружие как нечто несерьезное. Отсюда следует невозможность применения судами ст.ст.30,105 Уголовного кодекса  Российской Федерации при откровенно имеющем место покушении на убийство. Примером является инцидент с артистом А.Зибровым. На суде защита преступника заявила, что, дескать,  молодой человек не знал и не мог знать что из «Макарыча» не только возможно убить человека, а и даже нанести ему серьезные травмы.

Таким образом, сложилась крайне негативная практика, позволяющая полностью уходить от ответственности за деяния по существу являющимися особо тяжкими преступлениями.


В целях исполнения указаний Президента Российской Федерации и пресечения сложившейся негативной практики необходимо указать, что резинострельное оружие – не что иное, как оружие, способное нанести человеку самые серьезные травмы, вплоть до смертельных, и ввести, таким образом, в судебную практику возможность применения в соответствующих случаях уголовной ответственности за покушение на убийство.


Предложение:
В этих целях, в закон необходимо записать простое определение: «короткоствольное гладкоствольное огнестрельное оружие предназначенное для поражения живой и иной цели резиновой пулей», - точно такое же определение, как и для прочего огнестрельного оружия.


Данная информация была озвучена представителями ВОВГО на рабочей группе Комитета по безопасности. Ответных доводов не последовало. Это предложение не только не нашло поддержки, но и вопреки ему в законопроект вписано заведомо ложное утверждение о том, что ОООП "не предназначено для причинения смерти человеку".


3. БУДУТ СОКРАЩЕНЫ РАБОЧИЕ МЕСТА, НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ, ПОСЛЕДУЮТ САНКЦИИ СО СТОРОНЫ ЕВРОСОЮЗА


В законопроекте предлагается запретить ввоз в Российскую Федерацию импортного «травматического» оружия и основных частей к нему (т.е. сделать невозможным сборочное производство). Данная мера не вписывается в вопрос о вступлении Российской Федерации в ВТО и вызовет членов ВТО. Кроме того, это повлечет за собой сокращение доходной части федерального бюджета за счет сокращения таможенных пошлин и налогов от импортеров и производителей.


Для модернизации российской экономики нет ничего важнее конкуренции. В своем выступлении на Петербургском форуме Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев сказал: «Мы понимаем, что международная конкуренция — решающий стимул для нашей модернизации. В тепличных условиях ничего серьезного не вырастет. Поэтому мы хотим конкуренции и готовы к ней».


Предлагается
в качестве разумных протекционистских мер запрет импорта только готовых изделий, что, с одной стороны,  сохранит поступления  бюджет от таможенных пошлин и сборов, а с другой – стимулирует производителей создавать сборочные производства в России, увеличивая количество рабочих мест и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.


Законопроект предусматривает количественное ограничение ОООП в собственности граждан с пяти до двух единиц (за исключением коллекционеров). Смысл этого ограничения объяснению не поддается. Очевидно, что в любом случае одновременно люди совершают правонарушения с одной единицей оружия. Прецеденты совершения правонарушений, каким-то образом связанные с количеством находящихся в собственности единиц оружия, неизвестны. При этом данная норма реально повлечет за собой снижение покупательского спроса на ОООП что негативно отразится на всей отрасли производства.


Предлагается
заменить количественное ограничение ОООП в собственности граждан в размере двух единиц до уже существующей нормы пять единиц, что позволит сохранить стабильность регулирования оборота гражданского оружия и позитивно повлияет на развитие оружейной промышленности, сохранив рабочие места и налоговые поступления.


Законопроектом предусмотрено установление ограничения дульной энергии ОООП пределом в 91 Дж. Первоначально предполагалось установить предел 70 Дж. Правительством Российской Федерации в указанном Официальном отзыве (№ 2509п-П4 от 28 мая 2010 г.) было предложено увеличить этот предел как минимум до 91 Дж.


Представители ВОВГО выступили на рабочей группе с предложением установить ограничения для «резинострельного» оружия, конструктивно определяющие невозможность стрельбы из него существующими боевыми патронами, а также патронами с металлической (твердой) пулей, запретить использование в резиновых пулях патронов ОООП металлических сердечников.


Оружие, стреляющее резиновыми пулями, в целом подходит для целей самообороны граждан. Самооборона, как правило, осуществляется на предельно коротких дистанциях. Именно на коротких дистанциях порядка 5 метров оружие с резиновой пулей при снятии ограничений на его энергетику вполне эффективно. При этом, в силу физических причин, резиновый шарик на дистанции 5 метров теряет 40% своей энергии. Таким образом, основным отличием резинострельного оружия от боевого является то, что пуля (резиновый шарик) резинострельного оружия намного менее опасен для третьих лиц. Также резинострельное оружие не представляет опасности и для бойцов спецподразделений в отличие о любого иного огнестрельного оружия.


По текущим итогам проводимого ОПП РАЕН научно-практического эксперимента получен вывод о том, что именно такое  резинострельное оружие является оптимальным оружием для целей самозащиты граждан в настоящее время.


4. ОБУЧЕНИЕ И ЭКЗАМЕНЫ В ПРЕДЛОЖЕННОМ ВИДЕ НЕ ДАДУТ НУЖНОГО ЭФФЕКТА


Законопроектом предусмотрено установление обязательного прохождения гражданами, впервые приобретающих гражданское оружие, а также гражданами,  являющихся владельцами гражданского оружия самообороны, один раз в пять лет подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Предусмотрено исключение из этого правила для граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания, либо специальные звания или классные чины, либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию.


В то же время, законопроект вообще не содержит никаких указаний о существе этих курсов. Из обсуждения же на рабочей группе следует, что имеются ввиду курсы по умению обращаться с оружием т.е. по обучению технике безопасности и умению стрелять. При этом за основу предполагается взять методику Федерации прикладной стрельбы России подготовки стрелков, по которой в частности тренируются бойцы спецподразделений. Представляется очевидным,  что обязательность именно прохождения платных курсов при запрете на сдачу экзаменов на основе самоподготовки прямо откровенно противоречит положениям Конституции Российской Федерации; кроме того, эта норма является откровенно коррупциогенной.


К указаниям Президента Российской Федерации по пресечению правонарушений и безопасному  обращению с оружием обучение и экзамены, в той форме, в которой они предложены, никакого отношения не имеют.


По мнению представителей ВОВГО, курсы должны включать, прежде всего, правовую подготовку.

Владелец оружия должен отчетливо понимать, что у него в руках оружие, а также когда и каким образом он вправе это оружие использовать. Кроме того, необходимы курсы первой медицинской помощи, техники безопасности и проверка элементарного умения попадать в цель при стрельбе. Данный комплекс требований позволит, прежде всего, сократить количество случаев неправомерного применения оружия, вследствие недостатка знаний и несчастных случаев с оружием.

ВЫВОДЫ


Подготовленный ко второму чтению законопроект не только абсолютно не соответствует указаниям Президента Российской Федерации, но по ряду позиций прямо противоречит им.


Основные предложения для корректировки закона:

1. Ввести в Закон положения о саморегулирующихся организациях, которые в дополнении к контролю со стороны правоохранительных органов, могут отсекать лиц с неуравновешенной психикой.  В дальнейшем, учтя итоги работы такой саморулирующейся структуры, при их положительной оценке представляется возможным ставить вопрос о введении в гражданский оборот короткоствольного нарезного оружия с патронами с облегченными пулями для отдельных категорий граждан, например дружинников и т.д.

2. Для целей самообороны граждан в настоящее время представляется оптимальным оружием короткоствольное гладкоствольное огнестрельное оружие, стреляющее резиновой пулей, конструктивно неспособное к стрельбе металлической пулей. Также следует установить в законе норму, запрещающую использование в данном оружии пуль с металлическим сердечником.

3. В законе необходимо определить «травматическое» оружие как  «короткоствольное гладкоствольное огнестрельное оружие, предназначенное для поражения живой и иной цели резиновой пулей», точно такое же, как и для прочего огнестрельного оружия.

4. В качестве разумных протекционистских мер запрет импорта только готовых изделий, что с одной стороны  сохранит поступления  бюджет от таможенных пошлин и сборов, с другой стороны стимулирует производителей создавать сборочные производства в России, увеличивая количество рабочих мест и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

5. Исключить количественное ограничение ОООП в собственности граждан в размере двух единиц, что позволит сохранить стабильность регулирования оборота гражданского оружия и позитивно повлияет на развитие оружейной промышленности, сохранив рабочие места и налоговые поступления.

6. В целях сокращения случаев хулиганства необходимо запретить ношение в общественных местах не только пневматического оружия, но и пневматических пистолетов и винтовок, конструктивно схожих с оружием.

7. Курсы должны включать, прежде всего, правовую подготовку, технику безопасности и базовые навыки стрельбы, оказания первой медицинской помощи.